Большая надежда

18 Июня 2014

Игорь Кацал, заместитель вице-президента "Транснефти", ответил на вопросы радио BFM.
Большая надежда
Игорь Кацал, заместитель вице-президента "Транснефти", ответил на вопросы радио BFM:
- Министерство энергетики России заявляло ранее о планах по созданию уже в ближайшее время маркерного сорта нефти ВСТО. На ваш взгляд, какие шаги для этого необходимо предпринять?

- Да, действительно, министерство энергетики достаточно давно озаботилось этим вопросом. Уже перед запуском в эксплуатацию порта Козьмино в конце 2009 года была организована рабочая группа для проработки конкретных мероприятий в этом направлении, понятных как производителям, так и потребителям смеси ВСТО. Однако эта работа ведётся не очень активно и продуктивно. Она то возобновляется, то практически прекращается. В целом это достаточно интересная задача, и приступать к её выполнению надо было гораздо раньше. По своему классу нефть ВСТО соответствует малосернистой, то есть с содержанием серы до 0,6 % и плотностью до 850 кг на куб. м. А если сравнивать её с мировыми эталонами - Dubai, Brent, то она соперничает с североморской нефтью. В этом смысле нефть сорта ВСТО очень конкурентна.

- Какие действия нужны?

- Необходима правильная организация продаж. Очень важно создать единую спецификацию на продажу в порту. Пока этого достичь не удалось. На восточном направлении работают восемь-девять игроков, в том числе "Роснефть", "Сургутнефтегаз", средние добывающие компании - Иркутская нефтяная компания, "Дулисьма", "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" и другие. Я называю именно те компании, которые добывают нефть в Восточной Сибири и сдают её в трубопроводную систему ВСТО, они и являются основными игроками на этом рынке. Кроме того, часть нефти, которую мы транспортируем по системе ВСТО, перенаправляется из Западной Сибири. Это в основном нефть с месторождений от Самотлора до Анжеро-Судженска. По большому счету мы стабильно сохраняем качество этого сорта. В декабре этого года будет пять лет, как с ним работает порт Козьмино. За это время мы действительно приучили потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе к качеству нефти ВСТО. К сожалению, за пять лет наша нефть, которая выигрывает по качеству по сравнению с другими сортами, присутствующими на рынке АТР, не стала эталоном и до сих пор котируется с отношением к сорту Dubai.

- То есть по формуле рассчитывается?

- Да, рассчитывается по формуле по отношению к сорту Dubai, хотя его качество хуже и производитель достаточно далеко расположен. При этом наш дальневосточный порт Козьмино находится в непосредственной близости от потребителей нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому перспективы у сорта ВСТО есть - у нас стабильное качество и стабильный, даже растущий объём экспорта этой смеси.Необходимо создание общих правил торговли. Однако на сегодняшний день данный вопрос так и не решён. Производители нефти - вот эти восемь-девять компаний - должны договориться друг с другом о том, что нефть будет торговаться по одному контракту.

Что касается выхода на свободный рынок, то для всех должна быть общая спецификация, чего, к сожалению, сегодня не получается. Большая надежда возлагалась на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу, но и здесь пока тоже дело не сложилось. Однако перспектива, на мой взгляд, очень хорошая. Мы действительно можем достигнуть 30 млн тонн экспорта нефти сорта ВСТО к 2018 году, и он вполне может стать маркерным сортом.

- То есть России реально запустить биржевые торги этой нефтью?

- Думаю, что да. Но это зависит не от "Транснефти", как транспортной организации. От нас зависит стабильность качества и обеспечение объёмов. Это самое главное.

- То есть вы полностью обеспечиваете создание вот этого сорта и запуска его в свободную торговлю?

- Да.

- А на зарубежных площадках проще запустить торги или сложнее?

- Инструмент продажи, то есть какая именно биржевая площадка будет использоваться, - это уже второй вопрос. Например, на сегодняшний день Brent теряет в качестве, и за последние десять лет очень сильно потерял в объёмах долевого присутствия на рынке. Тем не менее спекулятивные игроки держат Brent за эталонный сорт. Инициатива в отношении биржевых торгов этим сортом в большей степени должна исходить от биржи. На мой взгляд, есть много вопросов законодательного характера, которые тоже надо будет решить, - это налоги, пошлины и так далее. Или, к примеру, фьючерсы - это продажа товара, который будет поставлен когда-то в будущем, а как в этом случае будет регулироваться налоговая составляющая? Здесь необходимо вносить коррективы, согласовывать этот механизм с профильными министерствами и ведомствами. Если мы хотим сделать сорт ВСТО маркерным на рынке, то надо действовать достаточно быстро, потому что мы уже теряем темп - сорт присутствует на рынке уже пять лет. Нужны серьёзные изменения.

Интервью радиостанции BFM

Нефтетранспортная территория
Росгеология планирует сформировать новый сектор рынка ГРР - глава "АссоНефти" Проект создания газохимического комплекса в Усть-Кутском районе даст толчок к созданию подобных производств и в других территориях Иркутской области