Газопереработка: проблемы и перспективы

29 Апреля 2013

Иркутская область — уникальная по наличию природных ресурсов территория. В недрах региона присутствуют практически все элементы таблицы Менделеева. И, тем не менее, несмотря на явные преимущества, богатый край оказывается заложником своего ресурсного потенциала, для эффективного использования которого необходимо приятие скоординированных, комплексных решений, находящихся за границами полномочий региональных властей.
Газопереработка: проблемы и перспективы Часть установки комплексной подготовки газа на Ярактинском НГКМ.
Особенно яркий пример — это газ. При наличии уникальных как по своему объему, так и по своему компонентному составу ресурсов газа регион до сих пор не продвинулся в решении вопросов формирования газодобывающей, газоперерабатывающей и газоиспользующей инфраструктур. Необходимо отметить, что в связи с уникальностью газового потенциала Иркутской области решение этих вопросов не может носить локальный, местечковый характер, а должно быть эффективно встроено в общегосударственную политику развития нефтегазовой отрасли и смежных с ней отраслей, в том числе газопереработки и газохимии на востоке страны. Отсутствие общей координации в данном направлении негативно затрагивает и планы ИНК в части развития газового бизнеса.

Компания, обладающая лицензиями на право пользования участками недр, расположенных в районах Ангаро-Ленской и Непско-Ботуобинской нефтегазоносных областей, в настоящее время ведет активную разработку таких месторождений, как Ярактинское НГКМ, Марковское НГКМ, Даниловское НГКМ, и формирует свои планы по развитию газового бизнеса, исходя из принципов максимально эффективного использования ресурсного потенциала. А этот ресурсный потенциал уникальный: в природном газе газовой шапки разрабатываемых месторождений содержится этан, пропан, бутан и гелий.

Иркутская нефтяная компания осознает ценность этих компонентов с точки зрения развития газохимической отрасли страны и в рамках своей производственной программы и перспективных планов развития реализует проекты по строительству установок по подготовке природного и попутного нефтяного газа (УПППНГ). Пилотным проектом стала УПППНГ мощностью по переработке 3,6 млн кубометров в сутки на Ярактинском НГКМ. Этот проект в настоящее время уже находится на стадии реализации: ведется проектирование, начаты мобилизационные работы на площадке строительства. УПППНГ позволит осуществлять подготовку природного и попутного нефтяного газа с высокой степенью извлечения углеводородов: расчетная массовая степень извлечения пропана и бутана в режиме извлечения С3+ составит не менее 98,1%; степень извлечения газового конденсата — 100%.

Установка станет первой в России перерабатывающей площадкой такого уровня, где технологические решения воплощают последние достижения в области газопереработки. Прошедший подготовку газ будет являться целевым компонентом в системе поддержания пластового давления при нефтедобыче (сайклинг-процесс).

Таким образом, ИНК уже в конце 2014 года намерена производить в промышленных объемах такие товарные продукты, как смесь пропана и бутана техническую (СПБТ) и стабилизированный газовый конденсат (СГК). В принципе, на рынок может быть представлен и этан при наличии технической возможности его поставки потребителям.

В планах у компании строительство следующих очередей установок по газопереработке на Ярактинском НГКМ и формирования газоперерабатывающей инфраструктуры на Марковском НГКМ. При этом в переработку будет вовлечен уже гороздо больший по сравнению с пилотным проектом объем газа.

Необходимо отметить и возможность интеграции недропользователей, обладающих лицензиями на разработку недр на территории Восточной Сибири в части формирования устойчивого сырьевого потока для газохимии. При формировании со стороны государства координирующих планов по повышению эффективности утилизации попутного нефтяного газа, обеспечению высокой степени извлечения целевых компонентов при переработке газа и развитию газохимии, учитывающих интересы всех регионов востока РФ, очевидна возможность значительного ускорения темпов социально-экономичес­кого развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Проект ИНК, реализация которого возможна при наличии мер господдержки, создаст сырьевую основу для развития газохимии на территории Иркутской области, что станет очень важным аспектом в социально-экономическом развитии региона. Размеры инвестиций ИНК в формирование газоперерабатывающих мощностей, системы хранения транспорта и перевалки СПБТ и СГК могут составить более 1 млрд. долларов США.

По вопросам налогообложения компания рассчитывает на понимание федеральным центром необходимости дифференцированного подхода при расчете ставок налога на добычу полезных ископаемых и целесообразности внесения изменений в действующие статьи Налогового кодекса РФ.

По поручению Президента РФ Владимира Путина от 26 декабря 2012 года был разработан и на заседании Госдумы 11 апреля 2013 года рассмотрен проект Закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области». В течение месяца (до 11 мая) отзывы, предложения и замечания по проекту должны направляться в комитет Госдумы по бюджету и налогам, после чего проект ФЗ будет внесен в программу законопроектной работы Госдумы в июне 2013 года. Законопроектом предусмотрено введение в законодательство РФ новой категории налогоплательщика — участник инвестиционного проекта. Объем капвложений в инвестпроект должен составлять не менее 150 миллионов рублей в течение трех лет или 500 миллионов рублей в течение пяти лет с момента включения в реестр участников инвестпроекта. Для участника инвестиционного проекта в качестве мер налогового стимулирования предусмотрены налоговые каникулы на определенный срок по ставкам налога на прибыль организаций, зачисляемых как в федеральный, так и в территориальный бюджеты. Правительство РФ считает, что принятие данного закона окажет позитивное влияние на повышение привлекательности инвестклимата в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом существуют определенные ограничения для потенциальных участников проекта. В проекте закона указано, что инвестпроект, в частности, не может быть направлен на добычу нефти, природного газа и оказание услуг в этих областях. Согласно действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), разделение газа на фракции на месторождении классифицируется по одной позиции с добычей. Соответственно, любые проекты, направленные на переработку добываемого газа, автоматически исключаются из списка участников инвестиционного проекта. Руководство ИНК обратилось к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко с просьбой направить в Госдуму в качестве замечаний в законопроект уточнения по определению целей инвестпроекта, который может получить налоговые преференции. Замечания должны быть сформулированы таким образом, что добыча газа не подпадает под действие закона за исключением мероприятий по извлечению ценных компонентов с целью последующей реализации проектов по газопереработке и газохимии. Изменения в законопроекте должны быть направлены на предоставление возможностей формирования ресурсного потенциала для газохимии.

«Также хотелось бы отметить, что Минфин и Минэнерго РФ уже достаточно долго не могут выработать единую позицию по методике исчисления ставок НДПИ на газ для недропользователей Восточной Сибири. Минэнерго настаивает на обнулении ставок, Минфин против. Считаю, что обнуление ставок НДПИ на газ на определенный период позволит решить ряд масштабных задач по развитию Восточной Сибири. Во-первых, ускорит начало развития Южного центра добычи газа на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения, что послужит толчком для развития Саянского газохимического комплекса, Ангарского завода полимеров и целого ряда других производств. Станет толчком в газификации населенных пунктов региона, а значит, позволит улучшить качество жизни около одного миллиона человек, проживающих на юге Иркутской области. Кроме того, послужит стартом к реализации подготовленного проекта по газификации Усть-Кута и строительству Ленской газовой ТЭС. Это, в свою очередь, позволит решить проблемы энергодефицита в золотодобывающей промышленности Иркутской области и по всей зоне БАМа и, в дальнейшем, ускорит ввод в эксплуатацию Чинейского, Удоканского и ряда других месторождений. С развитием газопереработки и газохимии появятся новые рабочие места. Возрастут отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговые каникулы по НДПИ на газ очень важны для всех недропользователей Восточной Сибири. В противном случае рентабельность любых проектов по добыче и переработке газа будет сведена к нулю, если вообще не выйдет на отрицательные показатели. Глубина залегания газа в Восточной Сибири значительно больше, чем в Западной Сибири и на Ямале, а полное отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры не является вкупе с этой особенностью привлекательным фактором для потенциальных инвесторов. Огромные капвложения в добычу и транспортировку газа без государственной поддержки (в данном случае в виде налоговых каникул) не смогут окупиться, а значит, любые проекты по дальнейшему развитию газового бизнеса так и останутся очередными идеями без реализаций. Мы надеемся, что Министерство финансов РФ все же изменит свою точку зрения по данному вопросу», — считает председатель совета директоров ООО «Иркутская нефтяная компания» Николай Буйнов.

Эксперт Сибирь
Северная генерация Николай Буйнов: «Впервые за всю историю в Иркутской области удалось преодолеть рубеж в 10 миллионов тонн промышленной добычи нефти и газового конденсата»