БРИФ-2020. Кейс по доставке крупногабаритного оборудования для Иркутского завода полимеров
![БРИФ-2020. Кейс по доставке крупногабаритного оборудования для Иркутского завода полимеров](/upload/iblock/24c/24c2798dd9fa10552ee183e0e3fc2a0d.jpg)
На заводе будут использоваться передовые технологии производства полимеров и уникальное оборудование, доставка которого на строительную площадку будущего завода была запланирована на лето 2020 года. Несмотря на пандемию коронавируса отгрузку откладывать не стали – помогла тщательная подготовка в течение трех лет, риск-сессия, японский ритуал, и в итоге сложнейший логистический проект завершили раньше срока. О том, как это было, на IV Международном Байкальском риск-форуме рассказали представители Иркутского завода полимеров и Иркутской нефтяной компании.
Доставка – отдельный проект
Иркутский завод полимеров (ИЗП) – логичное продолжение развития газового бизнеса Иркутской нефтяной компании. В процессе добычи нефти выделяется огромное количество попутного природного газа. Содержащийся в нем этан является сырьем для производства полимеров, которые востребованы как на внутреннем, так и на внешних рынках. Именно это послужило предпосылкой для реализации проекта, рассказал Егор Фомин, директор Иркутского завода полимеров.
2020 год – знаковый для завода, поскольку на это время была запланирована доставка оборудования.
![<p>Егор Фомин, директор Иркутского завода полимеров</p>](https://sia.ru/files/Image/news/2020-12/406235/img_news_406235_id74292.jpg)
Егор Фомин, директор Иркутского завода полимеров
Логистическая операция была очень сложной, сопряжена с большим количеством рисков, пояснил Евгений Рогов, директор департамента транспортной логистики. Перед компанией стояла задача доставить 46 негабаритных тяжеловесных мест, самое тяжелое из которых – около 600 тонн, а самая длинная позиция – более 82 метров.
– На первом этапе оборудование, произведенное в Японии, Китае и Корее, необходимо было погрузить на океанские суда в южнокорейском порту Масан. Затем груз должен был проследовать в бухту Тикси моря Лаптевых, начиная от Берингова пролива – в сопровождении ледокола атомфлота «Ямал». Перегрузка с океанских судов на речные баржи из-за недостаточной глубины дна в порту Тикси должна была произойти на якорной стоянке в открытом море. Затем предстоял путь в 3500 км по реке Лена до Усть-Кута с промежуточной сменой буксиров в Якутске. По прибытии барж в Усть-Кут оборудование необходимо было выгрузить гусеничными кранами грузоподъемностью 750 тонн на специальные самоходные тележки и балластными тягачами доставить на площадку хранения. Специально для этого проекта требовалось построить причал и участок дороги длиной больше 8 км. По плану доставка должна была занять два месяца, – рассказал Евгений Рогов.
Оборудование требует особого отношения
Оборудование, которое требовалось доставить, – уникальное, отметил Егор Фомин.
– Для производства этилена заводу, например, необходима печь пиролиза, которая работает при температуре от 850 до 900 градусов – в ней расщепляется этан, входящий в состав попутного газа. Еще один крупный элемент оборудования, изготовленный для завода, – это колонна выделения этилена, высота таких колонн может достигать ста метров. Также на Иркутском заводе полимеров будет установлен реактор полимеризации с толщиной стенки более 5 см. Вес одного только реактора составляет более 600 тонн. Кроме тяжелого и крупногабаритного, было изготовлено оборудование, требующее особо бережного отношения при транспортировке. Например, холодный блок для конденсации смеси углеводородов, температура в котором может опускаться до значений порядка минус 160 градусов по Цельсию.
Детально проработали критичные риски
![](https://sia.ru/files/Image/news/2020-12/406235/img_news_406235_id74293.jpg)
Задолго до начала транспортировки сотрудниками ИНК был проведен ряд подготовительных мероприятий, одним из которых стала риск-сессия, пояснил Василий Ериклинцев, риск-менеджер ИНК. По его словам, задача проанализировать риски проекта – стандартная: все сводится к необходимости консолидировать, структурировать имеющуюся информацию и сделать по ней выводы.
– На последнем этапе очень часто происходит пробуксовка, и те выводы, которые формирует риск-менеджер, не всегда воплощаются в действия, – поделился наблюдениями Василий Ериклинцев. –Дело в том, что результаты и эффективность наших действий зависят от двух факторов: первый – это проработанность плана, а второй – это вовлеченность участников, то есть людей, которые будут непосредственными исполнителями этих планов. Любая из частей данной формулы может привести к обнулению конечного результата.
На наш взгляд, эффективным инструментом для анализа рисков проекта является проведение фасилитационной сессии. По ее итогам мы составили список из 18 наиболее критичных рисков – по три на каждый из шести этапов перевозки груза, и детально проработали каждый из них. В результате получили больше 200 предложений: 110 действий по предотвращению рисков, 65 вариантов плана «Б» и 45 возможных действий в случае срабатывания тех или иных индикаторов. Все эти предложения были учтены при построении планов перевозки оборудования. Думаю, всех интересует, учли ли мы COVID-19. Мы рассматривали сценарий с эпидемией в порту или на судне, но в том сценарии, в котором фактически реализовался риск пандемии, – нет, не учли. Поэтому некоторые вопросы пришлось решать уже в оперативном порядке.
Особый ритуал для успеха выгрузки
Помимо риск-сессии, ИНК провела дополнительные подготовительные мероприятия. Условиями контракта с компанией, которая проектировала завод, был предусмотрен совместный выбор логистического генерального подрядчика и субисполнителей вторичной перевозки и выгрузки на причале, рассказал Евгений Рогов.
– Генеральным подрядчиком на всех этапах работ был организован дополнительный контроль. Еще до начала навигации весь речной флот был проверен специалистами с богатейшим опытом перевозок. Во время транспортировки ежедневно анализировались сводки по движению как океанских судов, так и речного транспорта, также представители компании очно присутствовали на значимых мероприятиях, начиная от перегрузки в Тикси и заканчивая движением груза на баржах до Усть-Кута.Плюс ко всему были сформированы резервы для плана «Б», а именно заключены резервные договоры и сформирована ресурсная база на случай возникновения тех или иных рисков. Были и неформальные подготовительные мероприятия:
наши японские коллеги перед отправкой груза провели специальный ритуал с посыпанием солью и опрыскиванием сакэ для обеспечения успеха выгрузки, – улыбнулся Евгений Рогов. – Это тоже возымело свой эффект, потому что по факту проект был закончен удачно, с опережением установленных сроков.
Ледовая обстановка и уровень воды
Пожалуй, одним из самых рискованных этапов из всей перевозки была транспортировка оборудования по Северному морскому пути, считают в ИНК. Ледовая обстановка там позволяет провести работы только в определенные числа июля, и они были проведены день в день.
– Помимо анализа ледовой обстановки, отдельное внимание уделялось анализу уровней воды в реке Лена, – рассказал Евгений Рогов. – Участок от Усть-Кута до Киренска вызывал определенные опасения из-за того, что в 2016 году в реке был зарегистрирован аномально низкий уровень воды.Перед началом транспортировки груза по Лене водолазы обследовали дно, дополнительно были проведены дноуглубительные работы.
Нам повезло: уровень воды в реке в текущем году повысился, у нас даже оставался запас времени порядка двух недель. После выгрузки в Усть-Куте оборудование было доставлено на тягачах на площадки хранения, там прошло проверку и приемку.
Не все риски можно учесть заранее
Несмотря на то, что проект по доставке оборудования был тщательно проработан, неожиданности все-таки случались, и на них нужно было незамедлительно реагировать, рассказал Евгений Рогов.
– Например, из-за изменения графика доставки грузов на территории завода пришлось оперативно создавать площадки временного хранения: отсыпать их, укладывать плиты и обустраивать подъездные пути. Уже на финальном этапе из-за обильных осадков подмыло плиты дороги, по которым должен был двигаться крупногабаритный груз. Эти недостатки были оперативно устранены: рабочие подняли уровень плит за день до того, как по этому пути проехала тяжелая техника.
Что касается коронавируса, действительно, никто не мог предположить, что такое случится. Благо, у нас было время для проведения определенных мероприятий до начала проекта.
В частности, все подрядные организации и представители компаний, которые выезжали как в Тикси, так и в Усть-Кут, проходили обязательную двухнедельную обсервацию. Доставка в Тикси осуществлялась заказным чартером, чтобы исключить какие-либо контакты с окружающими. С этой же целью экипажи судов, вплоть до буксирных барж, не имели доступа на причал. Случаи, которые по симптоматике походили на COVID-19, были. Ни один из них не подтвердился, тем не менее, благодаря своевременной изоляции заболевших сотрудников, риски дальнейшего распространения даже ОРВИ были минимизированы.
![](https://sia.ru/files/Image/news/2020-12/406235/img_news_406235_id74295.jpg)
Иркутский завод полимеров (ИЗП) – сложнейший технологический объект по производству продукта с высокой добавленной стоимостью – полиэтилена, будет расположен в окрестностях города Усть-Кута на севере Иркутской области. Ввод завода в эксплуатацию, запланированный на 2024 год, – кульминация «газового проекта» ИНК, направленного на освоение и переработку газовых запасов месторождений компании.
На ИЗП будут использованы передовые технологии по производству этилена. Мощность завода позволит производить 650 тысяч тонн полиэтилена в год. Общий объем инвестиций на реализацию данного проекта – более 200 млрд рублей, из которых на сегодняшний момент уже освоено более 34 млрд рублей. Основные рынки сбыта продукции – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Часть продукции компания будет отправлять в Европу, часть – продавать на внутреннем рынке. На этапе эксплуатации завода будет создано более 1200 новых рабочих мест, на этапе строительства планируется привлечение до 10-12 тысяч человек в пиковый период.
Международный Байкальский риск-форум (БРИФ) – первый практический форум по управлению рисками в истории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Организатором выступает ООО «Иркутская нефтяная компания».
IV БРИФ прошел 16-20 ноября 2020 года в онлайн-режиме. Ключевая тема форума – «Идеальный шторм: опыт преодоления и новые возможности для бизнеса». Участие в БРИФ-2020 приняли победители конкурса «Лидеры России», эксперты из отраслевых объединений и крупных компаний: Газпром нефть, СИБУР, Интер РАО, Северсталь, АЛРОСА, Зарубежнефть, Мегафон, ERG, АссоНефть, Deloitte, KPMG и др. Рассмотрено более 150 практических кейсов в области управления рисками. Общая аудитория форума – более 2 тыс. человек.
СИА
Как команды из Иркутска стали победителями международного инженерного чемпионата | 20 лет Иркутской нефтяной компании |